В современном обществе важная роль в духовном становлении подрастающего поколения, формировании нравственных ценностей, основы культуры, привитии хорошего вкуса, развитии интеллекта принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Театр в школе» является средством активизации процесса художественно-творческого развития школьников через приобщение к искусству театра в коллективной деятельности. Занятия в театральном коллективе по данной программе способствуют эстетическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Данная программа предоставляет возможность эффективной подготовки к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение отличается практической гуманной направленностью и серьезной теоретической базой.
Программа адресована детям в возрасте от 7 до 10 лет. Принимаются все желающие дети разной степени подготовки без специального отбора по принципу добровольности.
Количество обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Театр в школе» - 12 человек.
Обучающиеся имеют уровни развития познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой, эмоционально-потребностной сфер в соответствии с уровнем личностного развития.
Круг интересов обучающихся разнообразен в связи с возрастными особенностями, но детей объединяет общий интерес к занятиям театральным искусством.
Обучающиеся имеют возможность свободно общаться друг с другом и педагогом, сотрудничать в коллективе, поддерживать детей, сопереживая вместе с ними. Они, как правило, обладают волей, активны на занятиях, способны самостоятельно добывать знания, обладают чувством ответственности, способностью к саморазвитию, личностному самоопределению, открыты, целеустремлены, отличаются мобильностью, внимательны, наблюдательны, артистичны и выразительны, старательны и дисциплинированы.
Объём программы составляет – 68 часов.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое комбинированное занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом, которое направлено на освоение теоретического и практического материала. Групповой метод обучения способствует созданию соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность обучающихся. Это позволяет развить умения эффективно взаимодействовать в группе, способствует самораскрытию ребенка своих потенциальных возможностей.
Виды занятий: комбинированные и практические, тренинги, мастер-классы, репетиции, концерты и спектакли, теоретические занятия (лекционные).
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, что составляет 68 часов в год и соответствует действующим нормам СП 2.4.3648-20.
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства - реализуется при решении следующих задач.
Обучающие:
• обучить основам театрального искусства, актерского и речевого тренинга;
• сформировать представление о театре;
• познакомить с понятиями и терминами;
• обучить владению элементами исполнительской культуры;
• обучить управлению телесным аппаратом;
• обучить методам самоконтроля.
Развивающие:
• развить интеллектуальную сферу;
• развить эмоциональную сферу;
• развить познавательные, творческие и коммуникативные способности ребенка;
• развить интерес к театральному творчеству, искусству.
• развить пластику движений;
• развить наблюдательность;
• развить подвижность мышечно-двигательного аппарата;
• развить музыкальность и ритмичность;
• развить координацию движений.
Воспитательные:
• привить художественный вкус;
• воспитать личностные качества: взаимовыручку, взаимопонимание, волю, терпение, дисциплинированность, целеустремленность, чувство коллективизма;
• сформировать нравственно-эмоциональную отзывчивость;
• сформировать адекватную самооценку, толерантность усидчивость.
Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в театральной игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию личности.
Концепция и содержание настоящей программы материализуют идею творческого развития каждого ребенка.
Данная программа позволяет обучающимся одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи с профессиональными артистами и мастер-классы с ними. Такой комплексно-целевой подход к обучению способствует творческому развитию детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию и овладению основами актерского мастерства, активизирует их творческую деятельность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы каждый обучающийся должен:
Предметные результаты:
Знать:
- историю театра и театрального искусства;
- теоретические основы актёрского мастерства и сценической речи;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- основные приёмы гримирования;
- этикет и манеры поведения в разные эпохи.
Владеть:
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- словесным действием в спектакле;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
- приёмами гримирования.
Метапредметные результаты:
Уметь:
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образу;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Личностные результаты:
- уметь самоопределяться (делать выбор);
- проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;
- быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы;
- активно участвовать в социальной деятельности;
- осознавать ценность своей творческой деятельности для окружающих.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются следующие: участие обучающихся в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях различного уровня, открытая репетиция и показ спектакля для родителей и друзей.
Итоговое занятие в конце каждого учебного года является традицией, имеет свою историю и проводится как в форме открытого занятия, так и в форме итогового концерта. Оно показывает, как обучающиеся овладели содержанием программы за год.
Способы проверки ожидаемых результатов могут варьироваться, исходя из уровня развития и их познавательных возможностей (педагогическое наблюдение, игры, диалог и др.).